Внедрение терминов на эвенкийском языке на уроках математики в начальной школе
https://doi.org/10.25587/2782-662-2023-4-37-46
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос обучения эвенкийскому языку младших школьников, приобщения к культуре эвенков. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что языковая ситуация эвенкийского языка в Республике Саха (Якутия) оценивается как критическая, так как употребление данного языка сведено до минимума. Целью исследования является проверка результативности математических заданий с национальным компонентом на интегрированных занятиях эвенкийского языка и математики. Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи: проанализировать значимость обучения эвенкийскому языку в формировании этнокультурной компетенции; разработать математические задачи с национальным компонентом; экспериментально проверить эффективность интегрированных занятий эвенкийского языка и математики в формировании этнокультурной компетенции младших школьников. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы выявлено, что разработанный словарь учебно-математических терминов на эвенкийском языке, составленные задачи с национальным компонентом на эвенкийском языке способствуют приобщению к культуре эвенкийского народа, формируя этнокультурную компетенцию младших школьников. В перспективе планируется исследовать и разрабатывать интегрированные занятия родного языка и школьного предмета «окружающий мир», обучая их родному языку, приобщая к культуре.
Об авторах
А. В. ИвановаРоссия
ИВАНОВА Августина Васильевна – д. п. н., проф., Педагогический институт
г. Якутск
С. И. Осипова
Россия
ОСИПОВА Сардана Игнатьевна – аспирант, ассистент, Педагогический институт
г. Якутск
Список литературы
1. Закон Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)» // Як. ведомости, 1992.
2. Константинова, О. А. Эвенкийский язык : Учебное пособие для педагогических вузов / О.А. Константинова, Е. П. Лебедева. – Москва : Госучпедгиз, 1953. – 332 с.
3. Василевич, Г. М. Эвенки : Историко-этнографические очерки (XVIII–начало ХХ в.) / Г. М. Василевич. – Ленинград : Наука, 1969. – 304 с.
4. Василевич, Г. М. Словарь русско-эвенкийский : Пособие для учащихся 5–9 кл. общеобраз. учрежд. В 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд. / Г. М. Василевич. – Санкт-Петербург : Просвещение, 2005. – 238 с.
5. Болдырев, Б. В. Эвенкийско-русский словарь. Ч 1. / Б. В. Болдырев. – Новосибирск : Гео, 2000. – 500 с.
6. Болдырев, Б. В. Эвенкийско-русский словарь. Ч 2. / Б. В. Болдырев. – Новосибирск : Гео, 2000. – 484 с.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова А.В., Осипова С.И. Внедрение терминов на эвенкийском языке на уроках математики в начальной школе. Алтаистика. Altaistics. 2023;(4):37-46. https://doi.org/10.25587/2782-662-2023-4-37-46
For citation:
Ivanova A.V., Osipova S.I. Introduction of terms in the Evenki language in mathematics lessons in primary school. Altaistics. 2023;(4):37-46. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2782-662-2023-4-37-46