Значения мастей боевого коня и эпическая традиция
https://doi.org/10.25587/2782-662-2023-4-75-82
Аннотация
В научной статье «Значения мастей боевого коня и эпическая традиция» рассмотрены формируемые в контексте эпоса «Манас» типологические сходства поэтического описания героических эпосов тюркоязычных народов и Сибири.Также анализируется этимологические значения мастей боевых коней в художественной структуре эпоса «Манас». Эпос «Манас» привнёс до наших дней целый ряд образов скакунов, начиная с фантастических мифологических образов коней, заканчивая реалистическими. Описания масти коня, особенностей его ходьбы и бега, его умения понимать не только приказы хозяина, но и его душевное состояние, занимают обширное место в повествовании. Каждый конь наделен кличкой, каждый отличается какими-то присущими только ему качествами. Известно, что в эпосе присутствуют различные временные пласты, исходя из этого можно выявить образы тулпаров в их стадиальной эволюции, что дает возможность рассматривать их сущность в гиперполярности. В эпосе «Манас» встречаются более 150 названий боевых коней разных мастей. Совокупность художественных образов боевых коней, изображенных в контексте «мифа и реальности» как наделение их крыльями, человеческой речью, умением преображаться посредством превращения в оборотней, является настоящим культурным достоянием эпосов и предметом научного интереса сотен исследователей. В процессе эволюции каждый национальный эпос, сохраняя данные свойства архетипа, одновременно дополняя и совершенствуя, превозносил в поэтическое изображение скакунов какие-то свои специфические свойства, развивая и воспевая особые качества, присущие только данному эпосу.
Об авторе
Ж. К. ОрозобековаКыргызстан
ОРОЗОБЕКОВА Жылдыз Калмашевна – д. филол. н., манасовед, заместитель председателя
г. Бишкек
Список литературы
1. Нестеров, С. П. Конь в хозяйстве древних племен / С. П. Нестеров // Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. – Новосибирск : Наука. Сибирское отделение, 1990. – С. 38.
2. Мифологический словарь / Под редакцией Е. М. Мелетинского. – Москва : Советская энциклопедия,1990. – С. 230.
3. Потапов, Л. П. Конь в верованиях и эпоса народов Саяно-Алтай / Л. П. Потапов. – Москва, 1960. – С. 138.
4. Карач көкүл баяны по варианту Д. Ташматова. КыргызТАИ, инв. 518).
5. Жирмунский, В. М. Введение в изучение эпоса «Манас». – Фрунзе, 1948. – С. 38. (на правах рукописи).
6. Липец, P. C. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе / Р. С. Липец. – Ленинград : Наука, 1984. – С. 224.
Рецензия
Для цитирования:
Орозобекова Ж.К. Значения мастей боевого коня и эпическая традиция. Алтаистика. Altaistics. 2023;(4):75-82. https://doi.org/10.25587/2782-662-2023-4-75-82
For citation:
Orozobekova J.K. The values of the warhorse suits and the epic tradition. Altaistics. 2023;(4):75-82. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2782-662-2023-4-75-82