Предметный мир произведений С.А. Зверева-Кыыл Уола на примере произведения «Дьабака ырыата (Песня об обрядовой шапке – дьабака)»
Аннотация
В данной статье исследуется предметный мир в произведении С.А. Зверева-Кыыл Уола «Дьабака ырыата (Песня об обрядовой шапке – дьабака)», рассмотрены мировоззренческие основы символов и знаков обрядовой шапки якутов – дьабака. Предметный мир в произведениях Зверева С.А. Зверева-Кыыл Уола имеет исключительное значение и представляет профессиональный интерес для исследователей. Содержательная сторона, семиотика фольклорных произведений Зверева могут быть восприняты как важный этнографический источник для изучения и ознакомления с коренным укладом жизни народа саха, обрядовой культурой, архаичной терминологией, связанных с вещным миром Зверева, которые предстоит решить. Определяется содержание понятия «предметный мир в фольклорных произведениях». Цель исследования – изучение предметного мира в творчестве С.А. Зверева-Кыыл Уола на примере деталей, вещей, предметов, встречающихся в фольклорном произведении «Дьабака ырыата (Песня об обрядовой шапке – дьабака)». Методы исследования – сравнительно-сопоставительный, комплексный анализ текстов произведения «Дьабака ырыата (Песня об обрядовой шапке – дьабака)», определение роли в них предметов. Источниками послужили текстовые материалы, публикации по данной теме, включая исследования, иллюстративные издания и альбомы по традиционной культуре народа саха. В результате исследования приходим к выводу, что, во-первых, подчёркивается значимость изучения предметного мира произведений С.А. Зверева-Кыыл Уола. В анализируемом произведении проводится сопоставление изображаемой шапки-дьабака с реальным описанием. Такое воспевание народного певца дает не только полную характеристику обрядовой шапки – дьабака, как она выглядела на самом деле, но и уклад жизни народа саха. Во-вторых, произведение выражает трепетное отношение певца к обрядовой культуре якутов. Шапка-дьабака якутов является главным элементом в атрибутике обрядовых действий, имеет символическое значение и подчеркивает социальный статус женщины.
Об авторах
Л. С. ЕфимоваРоссия
ЕФИМОВА Людмила Степановна – д. филол. н., профессор, заведующая кафедрой «Культурология» Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ
г. Якутск
Е. В. Зверева
Россия
ЗВЕРЕВА Евдокия Викторовна – ведущий методист Института геокультурного развития, аспирантка Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ
г. Якутск
Список литературы
1. Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII – середины XVIII вв. – Новосибирск: Наука. Сиб.предприятие РАН, 1998. – 141 с.
2. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). – Якутск: изд-во ЯГУ, 1993. – 204 с.
3. Зверев С.А. Сарсын, сарсын сарсыарда. Якутск, 2000. – 351 с.
4. Зверева А.Н. Узоры земли Олонхо. СПб., 2016. – 255 с.
5. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. – М.: Планета, 1990. – 230 с.
6. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: В Зт. 2- е изд. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 1; 1959. Т. 3. 3858 с.
7. Cерошевский В.Л. Якуты: опыт этногр. Исслед. – 2-е изд. – М.: РОССПЭН, 1993. – 744 с.
8. Трощанский В.Ф., Пекарский Э.К. I. Якуты в их домашней обстановке: этнографический очерк. II. Из якутской старины: старые писатели о якутах. – С.-Петербург: Тип. М-ва пут. сообщ. (т-ва И.Н. Кушнерев и К°), 1909. – 32 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ефимова Л.С., Зверева Е.В. Предметный мир произведений С.А. Зверева-Кыыл Уола на примере произведения «Дьабака ырыата (Песня об обрядовой шапке – дьабака)». Алтаистика. Altaistics. 2022;(1):40-49.
For citation:
Efimova L.S., Zvereva E.V. The objective world in the works of Sergei Zverev-Kyyl Uola: the case of his «Ddjabaka Song». Altaistics. 2022;(1):40-49. (In Russ.)