Preview

Алтаистика. Altaistics

Расширенный поиск

Семантика топонимического пространства Южной Якутии как инструмент патриотического воспитания

https://doi.org/10.25587/2782-6627-2025-3-61-71

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию потенциала использования местного топонимического материала в преподавании родного языка. Актуальность работы обусловлена возможностью применения топонимики как эффективного инструмента для расширения знаний учащихся о географической среде, формирования познавательного интереса к истории и культуре родного края, а также воспитания патриотизма. Несмотря на наличие научных работ, посвященных изучению топонимии Южной Якутии, разработка методических материалов, интегрирующих топонимический материал во внеурочную деятельность для учащихся среднего звена, представляет собой недостаточно изученную область. Целью исследования являются разработка и методическое обоснование структуры внеурочного занятия для учащихся среднего звена общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия), ориентированного на использование топонимического материала Южной Якутии с целью формирования у школьников интереса к региональной истории и культуре, а также повышения уровня их гражданско-патриотической идентичности. В качестве теоретической основы исследования были проанализированы научные работы, посвященные топонимике Якутии и методике ее использования в образовательном процессе. На основе анализа этих источников было отобрано 83 топонима, послуживших основой для разработки сценария внеурочного занятия. Критерием отбора послужила достоверность топонимического материала, соответствие уровню развития, интересам и возрасту учащихся. Исследование базируется на принципах системного подхода, рассматривающего топонимический материал Южной Якутии как целостную систему, взаимосвязанную с историческими, культурными и географическими факторами региона. Также используется культурологический подход, акцентирующий внимание на роли топонимии как средства передачи и сохранения культурного наследия. Результатом проведенного исследования является разработанная структура внеурочного занятия, ориентированная на активизацию познавательной деятельности учащихся и формирование у них чувства причастности к истории и культуре региона. Интеграция топонимического материала во внеурочную деятельность представляется перспективным направлением в педагогической практике, способствующим развитию у школьников интереса к родному краю, сохранению памяти о его прошлом и укреплению чувства патриотизма.

Об авторах

Л. А. Яковлева
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в г. Нерюнгри
Россия

ЯКОВЛЕВА Любовь Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент



В. М. Кутузова
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в г. Нерюнгри
Россия

КУТУЗОВА Виктория Максимовна – магистрант



Список литературы

1. Зубова С.П. Растим патриотов: воспитание действенного патриотизма школьников в XXI веке.

2. Интерактивная наука. 2024;1(87):28-29.

3. Безбородова О.А. Актуальные аспекты патриотического воспитания младших школьников: теория и практика вопроса. Инновационная наука. 2024;4-1:188-192.

4. Южанина А.А. Большие имена моей малой Родины. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2024;3:44-53.

5. Меркель Е.В. К вопросу этимологии некоторых гидронимов Нерюнгринского района. Мир науки, культуры, образования. 2019;6(79):589-591.

6. Никаева Т.М., Тарабукина М.В., Самсонова Л.Н. Аборигенные (эвенские и эвенкийские) ойконимы Республики Саха (Якутия). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019;12:345-350.

7. Прибылых С.Р., Лотова Н.К. Якутские топонимы: лингвистические характеристики и педагогические возможности. Концепт. 2019;6:36-44.

8. Цветкова Е.В. Изучение топонимии как национально-культурной ценности на занятиях по лингвокраеведению в школе. Учёные записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2020;1(26):1-5.

9. Власова К.А. Региональная топонимика как средство повышения мотивации на уроках русского языка. Пермский педагогический журнал. 2020;11:139-143.

10. Вершинина П.А. Топонимия города Нерюнгри. В кн. Материалы X Международной научно- практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. 2021:10-14.

11. Еникеева А.Ф. Сберегая память о первостроителях и улицах города Нерюнгри. Студенческий научный форум 2014. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014007235 (дата обращения: 23.08.2025).

12. Черепанова С.А., Корякина В.П. Память нерюнгринских улиц: дайджест. Нерюнгри; 2011:44.

13. Багдарыын Сюлбэ. Топонимика Якутии. Якутск: Бичик; 2004:192.


Рецензия

Для цитирования:


Яковлева Л.А., Кутузова В.М. Семантика топонимического пространства Южной Якутии как инструмент патриотического воспитания. Алтаистика. Altaistics. 2025;(3):61-71. https://doi.org/10.25587/2782-6627-2025-3-61-71

For citation:


YAKOVLEVA L.А., KUTUZOVA V.M. Semantics of the toponymic space of Southern Yakutia as a tool for patriotic education. Altaistics. 2025;(3):61-71. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2782-6627-2025-3-61-71

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6627 (Online)